События на Украине в 2013-2014 годах стали причиной не только смены власти в стране, но и изменения геополитической карты мира. Гибель людей во время акций сторонников европейской интеграции в Киеве, возникновение движений за федерализацию, полномасштабные боевые действия в Донбассе превратили Украину в новую горячую точку. Вопрос разрешения ее внутреннего конфликта отодвинул на второй план другие темы международной повестки дня. В политическое противостояние вокруг украинского кризиса оказались вовлечены крупнейшие мировые державы.
Что привело к возникновению конфликта, как он развивался и какое влияние оказал на расстановку сил в международных отношениях - в спецпроекте ТАСС.
С момента начала силовой операции в Донбассе российские власти неоднократно призывали руководство Украины отказаться от военной стратегии решения конфликта и начать переговоры с представителями юго-востока. 25 апреля 2014 года постпред РФ при ООН Виталий Чуркин отметил, что после смены власти в Киеве не было предпринято даже попытки усадить людей за стол переговоров.
"Была масса возможностей", - подчеркнул дипломат. "Мы предлагали - соберите конституционную ассамблею, - сказал Чуркин. - Не хотите - пригласите куда-то, хоть на нейтральную территорию, в одном из городов Украины, представителей восточных и юго-восточных регионов Украины". "Так нет, Яценюк поехал в Донецк, встретился со своими назначенцами там, уехал, на следующий день Турчинов объявил о начале антитеррористической операции, - продолжил постпред России при ООН. - И кроме как называя террористами и бандитами людей, которые высказывают не такие уж большие требования, они дальше этого не идут".
9 июня 2014 года уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов призвал мировое сообщество повлиять на украинские власти, с тем чтобы добиться незамедлительного прекращения карательной операции и убийств гражданского населения в Донбассе.
Дипломат подчеркнул, что такие действия украинских военных представляют собой нарушение норм международного права: "На Украине мы сегодня имеем то, что в международном праве называется "немеждународный вооруженный конфликт". Соответственно, применительно к нему действуют нормы международного гуманитарного права. Это очень серьезное нарушение".
Ситуация там сложная. Люди бегут, так как бомбежки продолжаются, обстрелы продолжаются, несмотря на прозвучавшие обещания их прекратить. Как долго они будут продолжаться, сказать невозможно. Мы твердо настаиваем, что это должно было быть прекращено вчера — Константин Долгов, уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права
В свою очередь, заместитель руководителя пресс-службы Госдепартамента США Мари Харф 31 июля 2014 года заявила, что Белый дом считает оправданным применение Киевом артиллерийских орудий в районе густонаселенных районов востока Украины. Комментируя боевые действия в районе Донецка, она отметила, что те вооружения, которые упоминаются в сообщениях о ситуации на месте событий, представляют собой “стандартный артиллерийский компонент в вооруженных силах бывших советских республик".
Мы, безусловно, не собираемся говорить украинцам, что они не могут использовать стандартное оружие, особенно когда они находятся под таким огнем — Мари Харф, официальный представитель внешнеполитического ведомства США
При этом Харф объяснила проведение масштабной военной операции на востоке Украины "ответственностью (Киева) за защиту сограждан в своей стране".
30 августа 2014 года, после нескольких месяцев интенсивных боевых действий в Донбассе и гибели тысяч мирных жителей, президент Украины Петр Порошенко признал, что ставка на силовую стратегию в разрешении ситуации на востоке страны не привела к успеху.
"У нас есть полное понимание, что нет военного решения конфликта", - сказал он журналистам по итогам двусторонней встречи с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Украинский лидер добавил, что "самое главное сейчас - это мир", хотя и отметил, что Киев нуждается в международной "военно-технической поддержке".
3 сентября 2014 года МИД РФ выступил с заявлением, в котором ссылался на оценки управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), свидетельствующие об ухудшении гуманитарной ситуации на Украине. По мнению российского внешнеполитического ведомства, эти оценки "подтверждают, что у конфликта на юго-востоке Украины нет военного решения, и говорят в пользу немедленного прекращения военной операции и начала общенационального украинского диалога".
"Россия полностью разделяет тревогу верховного комиссара ООН по делам беженцев Антониу Гутерреша, который подчеркнул, что "если этот кризис не будет срочно остановлен, он принесет не только разрушительные гуманитарные последствия, но и может дестабилизировать весь регион", - добавили в министерстве.
26 ноября 2014 года канцлер Германии Ангела Меркель, выступая в бундестаге, заявила, что "военными средствами украинский конфликт не решить". Именно поэтому, по ее словам, Берлин считает нужным, во-первых, оказывать "экономическую и политическую поддержку Украине", во-вторых, использовать все возможности "для достижения дипломатического решения в ходе диалога с Россией".
4 декабря 2014 года об отсутствии военного решения конфликта на Украине заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая на пленарном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ.
Военного решения конфликта нет, никто в Европе такого не желает. Поэтому нам придется идти по пути мирного урегулирования - установления режима прекращения огня и поиска политического решения — Франк-Вальтер Штайнмайер, глава МИД ФРГ
"Если минские договоренности будут со всей серьезностью воплощены в жизнь, то это может стать базой для дальнейшей политической и экономической стабилизации", - убежден министр. "Устойчивое перемирие в зоне безопасности - это то, чего необходимо достичь в ближайшие дни", - отметил Штайнмайер.
18 декабря 2014 года в ходе большой пресс-конференции президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова выступать как посредник в урегулировании конфликта на Украине, поскольку только диалог может этому способствовать.
По словам Путина, Россия исходит из того, что на Украине будет восстановлено общее политическое пространство. "…Какое оно может быть, трудно сейчас сказать, но к этому надо стремиться", - подчеркнул глава российского государства. "Должны стремиться обе стороны, в этом проблема", - отметил он.
Одним из способов мирного урегулирования украинского конфликта многие влиятельные политики называли федерализацию страны – предоставление широкой автономии юго-восточным регионам. Однако подобные инициативы были встречены резкой критикой со стороны Киева, который настаивает, что Украина должна быть унитарным государством.
23 августа 2014 года министр экономики ФРГ, вице-канцлер Зигмар Габриэль заявил, что лишь при помощи федерализации можно сохранить территориальную целостность на Украине.
Территориальная целостность Украины может быть сохранена лишь в том случае, если областям, где большинство составляют русские, будет сделано предложение. Продуманная концепция федерализации кажется мне единственным подходящим путем — Зигмар Габриэль, министр экономики ФРГ, вице-канцлер, 23 августа 2014 года
26 ноября 2014 года уходящий председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей также высказал мнение о том, что решением кризиса на Украине стала бы федерализация этой страны.
После минского соглашения о прекращении огня от 5 сентября на Украине погибли около 1 тыс. человек. Я уже не называю это прекращением огня. Нужно глобальное решение проблемы для Украины. Необходимо, чтобы это было децентрализованное или федерализованное государство — Херман Ван Ромпей, председатель Европейского совета, 26 ноября 2014 года
По мнению уходящего главы Европейского совета, Киев должен продолжить сближение с ЕС, но при этом сохранять "нормальные отношения с Россией - своим соседом, с которым имеет общую историю, культуру и язык".
В свою очередь, президент Украины Петр Порошенко неоднократно высказывался против федерализации, отмечая, что данный вопрос "не имеет почвы на Украине". 3 июля 2014 года он заявил, что Украина “была и будет” унитарным государством.
Предложенная нами децентрализация сверена с европейским опытом. Это и есть противоядие от федерализации, мощная вакцина против нее. Украина была, есть и будет унитарным государством, и этот основоположный принцип остается нерушимым — Петр Порошенко, президент Украины
16 декабря 2014 года министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу France 24 отметил, что определять степень автономии для Донецкой и Луганской областей предстоит "самим украинцам".
Мы не предлагаем федерализацию или автономию (провозглашенных ДНР и ЛНР). Кстати, слово "автономия" или "децентрализация" употребил президент Франции Франсуа Олланд, об автономии говорила и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Госсекретарь США Джон Керри однажды спросил меня, почему они не предоставят "ограниченную автономию" — Сергей Лавров, министр иностранных дел России
Лавров выразил мнение, что сами украинцы из всех регионов и от всех политических партий должны быть делегированы, "чтобы встретиться и обсудить, как эти регионы хотели бы избирать своих руководителей, договориться о системе распределения налогов между центральными и местными властями, какой язык более предпочтителен для того или иного региона, какие им отмечать праздники".
"Например, дни рождения пособников нацистов Бандеры и Шухевича, которые сейчас предлагается сделать официальными праздниками на Украине, - указал руководитель российского дипведомства. - Не думаю, что на востоке страны их будут отмечать. К сожалению, не думаю также, что на западе Украины будут отмечать День Победы в Великой Отечественной войне. То есть им нужно договориться о том, какие у них в стране праздники. Это очень важный психологический момент".
"Прекращение огня является абсолютным приоритетом - люди не должны гибнуть, - указал Лавров. - В то же самое время им нужны условия для жизни". Поэтому, считает он, "сторонам необходимо начать обсуждать социально-экономические проблемы, возобновить экономическое взаимодействие между регионами юго-востока и остальной Украиной". "Это абсолютно необходимо", - добавил министр.