США сняли санкции с "Русала" и En+. Как компании этого добились
США сняли санкции с трех компаний российского бизнесмена Олега Дерипаски, попавшего под рестрикции в апреле 2018 года. Речь идет о "Русале", En+ и "Евросибэнерго".
ТАСС рассказывает, как развивалась ситуация и о чем договорились стороны.
Введение санкций
"Русал" попал под американские санкции 6 апреля 2018 года вместе с другими российскими компаниям, в том числе связанными с Олегом Дерипаской — холдингами "Базовый элемент", En+, "Русские машины", "Группой ГАЗ", "Евросибэнерго", инвестиционной компанией B-Finance и агрохолдингом "Кубань". Попадание в санкционный список предполагало заморозку всех активов в США и запрет для американских граждан на ведение любого бизнеса с этими компаниями.
Сначала Минфин США дал время до 7 мая, чтобы американские фирмы избавились от всех акций и долговых инструментов российских предприятий, попавших под санкции, а до 5 июня — разорвали с ними контракты. Но затем сроки неоднократно переносились.
Американские власти не оставили без внимания и лично Олега Дерипаску. Газета New York Post рассказала о заморозке американских активов бизнесмена — в том числе, его особняков в Нью-Йорке и Вашингтоне. Издание уточнило, что недвижимость в Манхэттене бизнесмен купил за $42,5 млн в 2008 году.
Рестрикции ввели из-за оговорки
СМИ узнали, что изначально американский Минфин не планировал вводить санкции против Олега Дерипаски.
Как рассказал портал The Daily Beast, на слушаниях в Конгрессе в январе 2018 года из-за давления министр финансов Стивен Мнучин, "не подумав, сказал", что санкции будут вводиться против тех, кто находится в так называемом кремлевском списке. Поэтому ведомству пришлось разработать соответствующий санкционный план.
При этом, по данным источника, министерство нарушило протокол и не скоординировало действия с другими ведомствами, чтобы изучить активы российского бизнесмена и оценить влияние санкций, которые привели к резкому росту цен на алюминий, в основном затрагивая партнеров США в Европе.
Потери Олега Дерипаски
После объявления о санкциях российские активы, принадлежащие многим фигурантам списка, начали стремительно дешеветь.
В итоге только за один день, 6 апреля 2018 года, Олег Дерипаска потерял $957 млн. В минувшем году Forbes оценил его состояние в $6,7 млрд. Сам бизнесмен назвал включение себя в санкционный список необоснованным, смешным и абсурдным. В марте 2019 года он оценил свои потери за время санкций в $7,5 млрд.
В Минфине США заявили, что после введения санкций Олег Дерипаска потерял половину состояния, а его счета на Кипре были заморожены.
Бумаги "Русала" после введения санкций потеряли в цене, подешевев с 34,41 рубля (5 апреля 2018 года) за акцию до 26,35 рублей (19 декабря 2018 года). Но большую часть этого падения они отыграли буквально в начале торгов еще 20 декабря — после новостей о решении Минфина США снять санкции с "Русала", En+ и "Евросибэнерго".
При этом, по данным Bloomberg, с начала 2019 года состояние Олега Дерипаски выросло на $679 млн и достигло $3,5 млрд. Агенство связало это с укреплением акций основного актива бизнесмена — En+ Group. Впрочем, рост может оказаться чисто номинальным, так как персональные санкции запрещают ему получать дивиденды или продавать акции без разрешения американского казначейства.
Условия отмены санкций
Американские власти согласились снять санкции на следующих условиях:
- Олег Дерипаска снизил долю в En+ с 70% до 44,95%. Часть этих акции бизнесмен передал в залог ВТБ, а часть — в неназванный благотворительный фонд. При этом ни от одной из этих сделок он не должен получить финансовой выгоды.
- Голосующие права Дерипаски в En+ ограничили 35% акций. Остальные голоса перейдут в специальный траст, который будет обязан голосовать также, как большинство акций, принадлежащих другим акционерам.
- У бизнесмена не должно остаться лично принадлежащих ему долей в "Евросибэнерго", и он сохранит только 0,01% доли прямого участия в "Русале".
- Нынешний председатель совета директоров "Русала" Маттиас Варниг ушел в отставку и не будет больше входить в совет директоров. Олег Дерипаска лишился возможности назначать его членов, а 8 из 14 директоров будут независимыми. Варнига сменил французский экономист Жан-Пьер Тома, занимавший пост независимого неисполнительного директора.
- Холдинг En+ согласился создать совет директоров, 8 из 12 членов которого также будут независимыми. И половину мест в совете директоров займут граждане США или Великобритании.
Сам Олег Дерипаска останется под санкциями, а его активы и имущество в США — под арестом.
По сути, достигнутые договоренности совпадают с планом, предложенным независимым председателем совета директоров En+ Грегори Баркером еще летом 2018 года.
Судебный иск против Минфина США
Впрочем, Олег Дерипаска не собирается останавливаться на достигнутом — он подал в суд на Минфин США и главу ведомства Стивена Мнучина. Бизнесмен требует снять с него санкции, исключить из так называемого кремлевского списка и прекратить называть его олигархом.
По его мнению, американский Минфин пренебрег принципом презумпции невиновности и ввел против него санкции без справедливого разбирательства.
"Я потратил 30 лет своей жизни, создавая компании, которые являются основными игроками в мировой экономике, и я не позволю, чтобы эта тяжелая работа, наряду с миллионами рабочих мест и средств к существованию, была разрушена политическими схемами", — подчеркнул Дерипаска.
Официальные заявления
Изначально и "Русал", и En+ осторожно относились к новостям о готовности Минфина США отменить санкции, так как допускали, что конгрессмены могут выступить против. Так и случилось — Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию с призывом не снимать санкции с "Русала", En+ и "Евросибэнерго". Впрочем, документ носил рекомендательный характер. И так как верхняя палата Конгресса — Сенат — не приняла аналогичную резолюцию, то решение о снятии санкций вступило в силу.
И теперь "Русал" рассчитывает, что все торговые процессы нормализуются.
В Кремле ранее поддержали действия компании по выходу из-под санкций. "Безусловно, Олег Дерипаска борется за эту компанию, которая играет заметную роль не только в экономике России, но и заметную роль в мировой экономике", — подчеркнул пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Влияние санкций на работу "Русала"
С апреля 2018 года "Русал" проработал в условиях санкций. В итоге чистая прибыль компании только за второй квартал снизилась на 31% по сравнению с первым кварталом — до $218 млн. А объем реализации алюминия с апреля по июнь упал почти на 19% — до 1,87 млн тонн. Общий экспорт алюминия в минувшем году снизился на 1,6% — до 2,816 млн тонн.
Работая в антикризисном режиме, "Русал" активно ищет новых клиентов и площадки сбыта, но "ключевым приоритетом остается развитие спроса на внутреннем рынке", подчеркивали в компании.
В августе производство остановил Надвоицкий алюминиевый завод (НАЗ, входит в "Русал") в Карелии, выпускающий продукцию только для США. А в сентябре стало известно, что начал сокращение мощностей фольгопрокатный завод "Русала" в Армении "Арменал".
Также в августе "Русал" сообщил, что может перейти в российскую юрисдикцию. А 5 ноября 2018 года компания подтвердила решение перерегистрироваться из юрисдикции острова Джерси (в составе архипелага Нормандских островов) на территорию России.
Кроме того, En+ решила перевести "дочку" En+ Holding Limited из кипрской юрисдикции в российскую. Как отметил совет директоров компании, предложенная смена юрисдикции позволит воспользоваться преимуществами российского законодательства о международных предприятиях. И 20 декабря 2018 года акционеры одобрили это решение.
Мнение экспертов
Опрошенные ТАСС эксперты в целом позитивно оценили решение американских властей, увидев в нем готовность к диалогу с российским бизнесом. Ведь санкции против "Русала", остающегося одним из важнейших поставщиков алюминия в мире, могут грозить дестабилизацией на рынке. Но о "потеплении" отношений говорить рано — хотя бы потому что сам Олег Дерипаска остается под санкциями, отметили они.
В любом случае у Конгресса и у властей США всегда есть шанс вернуть отмененные санкции, заявил руководитель аналитического департамента BCS Global Marketing Кирилл Чуйко.