Ультиматум Дурову: заблокируют ли в России Telegram
Мессенджер отказался передать ФСБ ключи шифрования сообщений пользователей. Стоит ли ожидать блокировки?
6 апреля Роскомнадзор подал иск на компанию Telegram, владеющую одноименным мессенджером, за непредоставление в установленный срок ответа по запросу ФСБ о ключах для дешифровки сообщений пользователей. Ранее создатель мессенджера и глава компании Telegram Messenger LLP (Великобритания) Павел Дуров пообещал, что будет отстаивать свободу и право пользователей на частную жизнь, несмотря на угрозу блокировки. ТАСС объясняет, как развивалась ситуация вокруг Telegram, каковы позиции сторон и можно ли его заблокировать в принципе.
Когда впервые заговорили о возможности блокировки Telegram в России?
23 июня 2017 года Александр Жаров опубликовал на сайте Роскомнадзора свое открытое письмо, в котором пригрозил заблокировать Telegram, если компания откажется исполнять законодательство РФ. По его словам, "практически каждый день Роскомнадзор направляет по всем доступным адресам Telegram письма с разъяснениями требований российского закона об организаторах распространения информации (ОРИ)", но ответа не получает.
"Требование одно, и оно простое: заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Telegram, и официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр ОРИ", — заявил Жаров.
Что за реестр?
Это специальный список, где, согласно закону "Об информации", должны быть зарегистрированы все распространители информации — блоги, соцсети, мессенджеры, сайты, аудитория которых составляет более 3 тыс. уникальных пользователей в сутки. Это требование действует еще с 1 августа 2014 года. За отказ зарегистрироваться в реестре в России уже были заблокированы мессенджеры Zello, Line и Blackberry.
Что мешало Telegram зарегистрироваться в реестре?
Любая компания, которая предоставляет сведения для включения в реестр, обязана хранить и выдавать по требованию правоохранительных органов переписку пользователей и криптоключи к ней. Это предусматривает антитеррористический пакет законов (так называемый закон Яровой), который был принят Госдумой 24 июня 2016 года. "Закон Яровой" также обязывает компании использовать только сертифицированные в России средства кодирования и шифрования трафика.
Павел Дуров неоднократно подчеркивал, что при разработке мессенджера приоритетом была защищенность информации пользователей. Дуров убежден, что сотрудничество с полицией и спецслужбами по вопросам терроризма поставит под удар личную переписку всех законопослушных граждан. "В российских условиях доступ правоохранителей к личной переписке граждан приведет к возникновению черного рынка личных данных, на котором можно будет за плату "прослушать" любого россиянина", — заявлял он в публичном обращении.
Какие позиции озвучили Дуров и Жаров во время своей заочной дискуссии?
Основатель мессенджера написал на своей странице во "ВКонтакте", что блокировка Telegram в России приведет к переходу информации о переписке российских граждан в подконтрольные США облачные сервисы.
"Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США WhatsApp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram, — отметил Дуров. — Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облака Apple iCloud/Google Drive".
В ответ глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что Павел Дуров, "к сожалению, нейтрален по отношению к террористам и преступникам, которые пользуются его мессенджером, и абсолютно игнорирует безопасность простых пользователей Telegram".
Как сторонам удалось прийти к консенсусу?
26 июня Жаров заявил, что внесение в реестр ОРИ данных о компании, управляющей мессенджером Telegram, не означает предоставление доступа к перепискам пользователей. "Вопрос только об одном — о пяти идентификаторах, которые мессенджер должен сообщить в Роскомнадзор, они официально будут внесены в реестр распространения информации. На этом точка", — отметил он.
После этого Дуров дал согласие на предоставление Роскомнадзору пяти идентификаторов, которые и так находились в открытом доступе, и Telegram включили в государственный реестр. При этом Дуров подтвердил, что мессенджер не будет выполнять требования "закона Яровой", "равно как и другие законы, не совместимые с защитой частной жизни и политикой конфиденциальности Telegram".
Уже тогда эксперты предупреждали, что Дуров исполнил требования Роскомнадзора лишь формально, тем самым запустив "бомбу замедленного действия".
Почему о блокировке Telegram заговорили снова?
Отказ об исполнении "закона Яровой" ожидаемо стал камнем преткновения между Telegram и российскими властями. В конце сентября Дуров сообщил, что ФСБ составила на Telegram протокол о нарушении ст. 13.31 КоАП РФ, которая обязывает ОРИ предоставлять ФСБ информацию, необходимую для декодирования передаваемых сообщений.
16 октября мировой судебный участок №383 Мещанского района Москвы оштрафовал Telegram на 800 тыс. рублей. Как следует из иска, правоохранители направили руководству мессенджера запрос о предоставлении данных 12 июля 2017 года. Требование ведомства нужно было выполнить до 19 июля, однако этого сделано не было. ФСБ интересовали шесть номеров телефонов, которые используют Telegram и которые могли быть связаны с терактом в метро Санкт-Петербурга.
Представители Telegram в суде заявили, что запрос правоохранителей не мог быть удовлетворен по техническим причинам. "Никто, включая разработчика Telegram, не имеет технической возможности для расшифровки ключей мессенджера, так как ключи хранятся на мобильных устройствах, имеют уникальные характеристики и не могут быть расшифрованы", — сообщил в суде адвокат Дмитрий Динзе. Кроме того, по словам представителя мессенджера, террористы использовали для переписки не Telegram, а WhatsАpp. Мещанский суд Москвы проигнорировал данные сведения и 12 декабря оставил штраф в силе. В том же месяце Telegram оспорил приказ ФСБ в Верховном суде.
Что решил Верховный суд?
Судья коллегии Верховного суда по административным делам Алла Назарова отклонила иск руководства Telegram, поддержав позицию прокуратуры и ФСБ. В ходе рассмотрения иска представитель ФСБ заявила, что "ключи для расшифровки к переписке граждан в мессенджерах не составляют охраняемую законом тайну", сославшись на позицию Конституционного суда.
После решения ВС Роскомнадзор уведомил Telegram о необходимости предоставлять данные органам безопасности в течение 15 суток. Это первый этап процедуры блокировки мессенджера на территории России. Второй этап — подача судебного иска о блокировке Telegram при неисполнении мессенджером обязательств. Решение об ограничении доступа к нему будет принимать суд. 6 апреля Роскомнадзор подал исковое заявление в Таганский районный суд Москвы.
Павел Дуров ранее пообещал, что Telegram будет охранять приватность пользователей, несмотря на угрозы блокировки. Кроме того, компания направила в Европейский суд по правам человека жалобу на решение суда о штрафе в 800 тыс. рублей. Telegram также уведомил Роскомнадзор о невозможности предоставить ключи шифрования, но в ведомстве заявили, что "никаких писем" от мессенджера не приходило.
Значит, его все-таки заблокируют?
Вполне вероятно. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, делать исключения для Telegram не будут, поскольку решения судов "являются безусловными для исполнения на территории РФ". Вместе с тем он признал, что вопросов к Facebook и WhatsApp по исполнению требований законодательства больше, чем к мессенджеру Дурова.
Однако в редакции крупных Telegram-каналов усомнились, что мессенджер действительно будет заблокирован. "Мы не верим в блокировку Telegram, скорее отдельные чиновники таким образом пытаются повысить свои акции в период ротации в правительстве. Telegram будет работать, миллионы болельщиков будут его использовать на чемпионате мира по футболу. Наш канал работает на площадке Telegram, и ее менять не собирается", — сказали ТАСС в редакции канала "Незыгарь" (115,5 тыс. подписчиков).
"Если в России заблокируют Telegram, это будет, конечно же, нехорошо. Но, во-первых, у наших людей развита смекалочка, и они смогут продолжать нас читать даже из-под блокировки. А во-вторых, "телеграмный" формат подачи информации интересен аудитории, а значит, контент найдет своего потребителя и на других площадках", — сказал ТАСС руководитель проекта Mash Никита Могутин (222 тыс. подписчиков).
В редакции канала "Караульный" (57,1 тыс. подписчиков) полагают, что ФСБ получит ключи шифрования в судебном порядке и блокировки не будет, "а вот следить за языком придется".
Telegram вообще можно заблокировать?
Да, его web-версию могут занести в реестр запрещенных ресурсов, то есть заблокировать связанные с ним сайты — telegram.org, короткий домен t.me. Кроме того, власти могут потребовать удалить приложение из App Store и Google Play, лишая пользователей возможности скачать мессенджер или его обновленную версию.
Однако в Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) считают, что полная блокировка сервиса невозможна. "Только планомерная работа и давление на магазины приложений, в первую очередь Google Play и App Store, в случае "успеха" перестанут работать некоторые функции мессенджера, его не смогут установить новые пользователи (у которых он не стоял уже на момент блокировки)", — пояснили в организации, добавив, что также возможны проблемы с обновлениями.
В РАЭК также сказали, что администрация Telegram уже приняла меры для обхода блокировки: "В новой версии приложения поддерживается обход потенциальной блокировки через поддержку прокси-серверов по протоколу SOCKS 5 (пока в Android-версии приложения)".