Суд признал всех участников по делу основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви виновными в растрате 2,5 млрд рублей и приговорил к условным срокам. Напоминаем детали разбирательства, начавшегося еще в феврале 2019 года.
В чем обвиняли Майкла Калви?
По данным следствия, Калви и его сообщники организовали схему, по которой подконтрольное им "Первое коллекторское агентство" (ПКБ) в счет долга на 2,5 млрд рублей перед "Восточным" уступило банку 59,9% акций люксембургской компании International Financial Technology Group (IFTG). Перед сделкой бумаги IFTG оценивались в 3 млрд рублей.
Следствие же дало другую оценку — 600 тыс. рублей (по экспертизе кипрской компании).
Защита оспорила такую оценку акций, ссылаясь на отсутствие у следствия результатов финансовой экспертизы. В сентябре 2019 года появились новые данные, что стоимость обсуждаемых акций IFTG составляла все-таки не 600 тыс. рублей, а 3,8 млрд рублей. Это подтверждало позицию адвокатов об отсутствии состава преступления.
Сам Майкл Калви отрицал вину на протяжении всего разбирательства и называл уголовное преследование незаконной попыткой миноритариев "Восточного" решить корпоративный спор.
А кого еще обвиняли?
Кроме Калви по делу проходили бывший директор банка "Восточный" Алексей Кордичев, партнеры фонда Филипп Дельпаль и Ваган Абгарян, директор фонда по инвестициям Иван Зюзин, экс-управляющий директор по инвестициям банка Александр Цакунов и директор ПКБ Максим Владимиров.
Изначально фигурантам дела предъявили обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ — "Мошенничество в особо крупном размере в составе группы". Позднее обвинение переквалифицировали на "Растрату, совершенную группой лиц в особо крупном размере" (ч. 4 ст. 160 УК РФ).
Почему завели дело?
Заявление на Майкла Калви написал миноритарный акционер банка "Восточный" Шерзод Юсупов, владеющий 4,8% капитала организации: 7 февраля 2019 года он обратился с жалобой в управление "К" ФСБ России. Также показания против основателя Baring Vostok дали акционер "Восточного" Артем Аветисян и зампредседателя правления банка Константин Рогов.
Чем вообще занимается Baring Vostok?
Фонд Baring Vostok специализируется на инвестициях в России и других странах СНГ. С 1994 года фонд инвестировал более $2,4 млрд в 70 проектов в сферах финансовых услуг, нефтегазовой отрасли, телекоммуникаций, медиа и в потребительский сектор. Фонд также является акционером Avito, Ozon, "ЭР-Телеком", "1С", банка "Восточный", "Новомет" и др.
Baring Vostok и все портфельные компании фонда, включая банк "Восточный", продолжили работать в обычном режиме.
Как отреагировали российские власти и бизнес?
Майкл Калви сразу же получил всестороннюю поддержку делового сообщества.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов и глава РФПИ Кирилл Дмитриев заявили, что готовы поручиться за него. "Считаю, что он сделал очень многое для привлечения иностранных инвестиций в РФ, а также помог становлению многих российских компаний", — отмечал Дмитриев. Титов, в свою очередь, отметил, что ситуация — "чистейшей воды корпоративный спор". Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) нашла личный интерес Шерзода Юсупова в уголовном деле против Калви. Позднее Титов неоднократно призывал прекратить дело.
Глава Сбербанка Герман Греф рассказал, что давно знает Калви как порядочного и честного человека, много сделавшего для привлечения инвестиций в страну, для развития экономики и высокотехнологичных компаний, таких как "Яндекс", Ozon, "Тинькофф" и др.
Сооснователь "Яндекса" Аркадий Волож назвал Калви "стандартом приличности и законности для рынка".
Руководитель банка ВТБ Андрей Костин назвал ситуацию неприятной и негативной для рынка, но отметил, что с Майклом Калви знаком не был.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал ситуацию серьезной проблемой и шоком для российской экономики. "Хочу обратить внимание, что явно не выполняется установка президента не арестовывать по экономическим составам", — писал он в своем Twitter. По его словам, случившееся повлекло удвоение оттока капитала из страны.
Бывший в 2019 году министром экономического развития Максим Орешкин настаивал на максимальной объективности при рассмотрении дела и призывал разобраться с ним как можно быстрее.
А Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2019 года подчеркивал, что следствие по делу должно быть прозрачным.
А что заявляли в "Восточном"?
Банк "Восточный" признали потерпевшим по этому делу. В самой организации оказывали содействие правоохранительным органам и рассчитывают на возмещение ущерба. Банк имеет сильное присутствие на Дальнем Востоке. В "Восточном" Калви занимал пост председателя совета директоров.
Аветисян, в свою очередь, назвал информацию, что причиной уголовного преследования Калви стал корпоративный спор, ложью и абсурдом.
Какие действия предпринял фонд?
Сразу после начала дела обязанности главы фонда Baring Vostok Capital Partners (BVCP) приняли на себя старший партнер Елена Ивашенцева и сооснователь фонда, партнер Алексей Калинин. Также фонд приостановил полномочия арестованных ранее членов команды — для обеспечения бесперебойной работы.
Также фонд заявил, что Калви никогда не был бенефициарным владельцем (выгодополучателем) акций ПАО "КБ "Восточный экспресс банк" и НАО "Первое коллекторское агентство", которые фигурируют в деле.
Как проходили разбирательства?
В конце октября 2020 года стороны оформили мировую, и уже в ноябре "Первое коллекторское агентство" заплатило банку "Восточный" 2,5 млрд рублей, в растрате которых обвинялись фигуранты дела. После этого банк отказался от гражданского иска по уголовному делу.
Но это не означало окончания уголовного преследования. В итоге суд признал всех фигурантов виновными и назначил им условное наказание: Калви — 5,5 года, Филиппу Дельпалю и Вагану Абгаряну — по 4,5 года, Ивану Зюзину — 5 лет, Александру Цакунову и Максиму Владимирову — по четыре года, Александру Кордичеву — 3,5 года.
Как Майкл Калви отреагировал на решение суда?
Главный обвиняемый изначально настаивал, что проведенная им сделка была выгодна "Восточному". "ПКБ ежегодно давало чистую прибыль приблизительно в 100 млн рублей, такая компания должна стоить больше 2,5 млрд рублей", — рассказал Калви, опровергая заявление следствия о том, что стоимость компании не превышала 600 тыс. рублей.
Он также обвинял Аветисяна и Юсупова в ложном доносе, вызванном "корпоративным конфликтом" в банке "Восточный". По его словам, ранее перед слиянием с Юниаструм-банком Аветисян вывел из подконтрольной ему организации значительные суммы под видом фиктивных сделок, которые позднее стали причиной разбирательств в Лондонском арбитраже.
Вынесенный судом приговор Калви назвал почти победой. "Получение условного срока по такой категории дел — это почти победа с учетом практики российских судов. Обвинение в растрате оскорбительно для меня как инвестора, — заявил он. — Нам нужно прочитать, изучить полный текст приговора, чтобы определить наши дальнейшие действия, в том числе решить, обжаловать его или нет".