В Эфиопии 10 марта текущего года потерпел крушение Boeing 737 MAX 8 национального перевозчика Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек, из них трое россиян.
На фоне схожего крушения такого же лайнера в Индонезии осенью 2018 года катастрофа привела к тому, что спустя десять месяцев концерн решил приостановить выпуск самолетов своей самой продаваемой серии.
Boeing 737 MAX летал меньше двух лет
Boeing 737 MAX 8 принадлежит к последнему поколению Boeing 737 MAX (есть еще также MAX 7, 9 и 10). Это среднемагистральный лайнер, рассчитанный на 162–210 пассажиров и способный преодолевать расстояние до 6570 км.
По данным на январь 2019 года, компания Boeing заключила контракты на 5 тыс. машин линейки 737 MAX, а поставила 350 самолетов. Первый коммерческий полет лайнер из этой серии совершил в мае 2017 года.
Два крушения за полгода
Первая катастрофа Boeing 737 MAX 8 произошла 29 октября 2018 года в Индонезии.
После падения выяснились подробности о системе автоматического управления MCAS на моделях MAX 8 и 9 — программное обеспечение при определенных обстоятельствах опускало нос самолета, чтобы предотвратить сваливание. В сочетании с неверными показаниями приборов или ошибкой пилотов это и могло привести к аварии.
В октябре 2019 года индонезийские следователи подтвердили, что причинами трагедии стали проблемы механики и проектирования систем самолета, а именно неверные предположения о том, как поведет себя MCAS в определенных ситуациях и как отреагируют пилоты.
Официальное расследование случившегося в Эфиопии еще не завершено. Но руководство Boeing признало, что в обоих случаях на борту воздушных судов перед тем, как они разбились, произошел сбой в работе программного обеспечения.
Большинство стран отказались от серии Boeing 737 MAX
Уже через три дня после катастрофы 76 стран либо на национальном уровне, либо на уровне авиаперевозчиков решили приостановить полеты лайнеров серии Boeing 737 MAX.
Одними из последних "заземлили" машины Канада и США. Американские власти называли полеты на Boeing 737 MAX 8 безопасными, но обязали компанию внести модификации в системы. При этом, как узнала газета The New York Times (NYT), минимум два американских экипажа сообщали о непредсказуемом поведении "восьмерки" после включения автопилота еще в 2018 году.
В апреле ряд СМИ заявили, что система оповещения о неисправности датчиков угла атаки не была включена в обязательном порядке на некоторых лайнерах 737 MAX. Компания на это ответила, что функция "являлась стандартной" для самолетов серии, однако не считалась одной из систем безопасности. Сотрудники концерна не отключали ее специально. Но вместе с тем в Boeing признали, что функция могла не работать, если не была "активирована надлежащим образом".
В мае The Wall Street Jornal выяснила, что компания более года знала о проблеме с системой оповещения о неисправности датчиков угла атаки и скрывала это. А в декабре газета рассказала, что Федеральное авиационное управление (ФАУ) США признало 737 MAX опасными еще в ноябре 2018 года, но тогда их полеты не приостановили.
Boeing 737 MAX 8 в России
В России Boeing 737 MAX 8 эксплуатировала только S7, которая приостановила полеты лайнеров.
Кроме того, Росавиация запросила у Boeing и американских властей дополнительные рекомендации по эксплуатации модели 737 MAX 8.
Заказы на лайнеры семейства 737 MAX, по данным СМИ, были у Utair, "Победы", "Уральских авиалиний" и "Нордстара". Сразу после крушения в Эфиопии в Utair уточняли, что не будут покупать самолеты без гарантий их безопасности. "Победа" тоже решила воздержаться от покупки до выяснения причин обеих катастроф 737 MAX 8. Позднее группа "Аэрофлот" сообщила, что ждет поставки трех 737 MAX для "Победы" в 2020 году.
Потери концерна Boeing
Запреты на полеты Boeing 737 MAX по данным на июль обошлись компании в $4,9 млрд.
Осенью текущего года линейка уступила статус самого продаваемого самолета в мире своему конкуренту — лайнеру A320 от компании Airbus. На конец октября у Boeing было 15,136 тыс. заказов на различные модификации 737, а у Airbus на их машины — 15,193 тыс., сообщил портал Business Insider.
Кроме того, компании выделила $100 млн на помощь семьям и близким погибших в двух авиакатастрофах и провела перестановки в руководстве. Так, в декабре 2019 года в отставку решил уйти глава Boeing Деннис Меленберг. Задачей нового руководства станет "безопасное возвращение 737 MAX" к полетам.
Позиция компании
После крушения в Индонезии Boeing разослал эксплуатантам новую инструкцию к моделям 737 MAX 8 и 9. А после событий в Эфиопии компания подготовила новое программное обеспечение лайнеров 737 MAX, испытания которого, по словам главы концерна, проходили успешно. Предполагалось, в частности, обновить системы, применяемые для определения положения носа самолета относительно линии горизонта, а также коррекции этого положения. Кроме того, компания внесла корректировки в материалы для подготовки пилотов.
В целом же авиаконцерн настаивает на безопасности лайнеров серии 737 MAX, но с пониманием относится к решению многих стран приостановить полеты. Сроки их возобновления в результате сдвинулись на 2020 год, сообщили в NYT в конце ноября.
Деннис Меленберг пообещал, что улучшенные 737 MAX станут одними из самых безопасных самолетов в мире.