21 июня 2022, 13:00
Интервью

Глава Псковской области: ситуация на границе с ЕС — это саботаж работы нашими соседями

Михаил Ведерников. Егор Алеев/ ТАСС
Михаил Ведерников
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников рассказал в интервью ТАСС о том, как приграничный регион живет в эпоху санкций.

Этой весной таможенные службы государств Европейского союза, граничащих с Россией и Белоруссией, прекратили допуск на территорию ЕС автотранспорта из этих двух стран. Санкции коснулись запрета на автомобильные грузоперевозки по территории ЕС, в том числе и на транзитные. Это привело к тому, что на российско-эстонской и российско-латвийской границе, проходящей через Псковскую область, образовались многокилометровые пробки из грузовиков. В очереди на выезд и на въезд в РФ стоят несколько сотен большегрузов.

О том, как в Псковской области помогают бороться с трудностями тем, кто застрял в очереди на границе, и как чувствует себя приграничный регион в эпоху санкций, — в интервью ТАСС рассказал губернатор Михаил Ведерников.

Как вы оцениваете текущую ситуацию на пограничных пунктах пропуска Псковской области, где уже больше месяца очереди из автомобилей, как на взъезд из России, так и на выезд. В чем, по вашему мнению, причина происходящего? Какие меры принимает администрация региона, чтобы нивелировать последствия?

— Ситуация на самом деле сложная. Но я уточню: она началась не месяц назад, а гораздо раньше, как раз с того момента, когда был принят очередной, шестой, пакет санкций против Российской Федерации. Одним из последствий этих санкций явилось то, что и Латвия, и Эстония, их таможенные, пограничные службы в одностороннем порядке отказались от взаимодействия, сотрудничества с нашими пограничными таможенными службами, то есть разорвали в одностороннем порядке действующее соглашение. Вы понимаете, что граница должна работать как единый механизм. Если нет нормального взаимодействия, если нет обмена информацией и нет возможности корректировать деятельность обеих сторон — начинают возникать определенные коллапсы. Хотя хочу отметить, что и наши пограничные таможенные службы работают достаточно эффективно, потому что машины, которые прошли пограничный таможенный контроль, выезжают уже за пределы наших пунктов пропуска. Порядка 30 машин стоят на границах в связи с тем, что таможенные службы указанных стран работают медленно. Я вообще оцениваю это как откровенный саботаж.

Что именно вы вкладываете в это понятие?

— Допустим, наша таможня работает, у них два раза в сутки есть пересменка, и занимает она по регламенту час, но фактически за полчаса коллеги справляются, передаются дела, меняются сотрудники. На эстонских и латвийских пунктах пропуска по пять-шесть часов бывает, они просто не работают — просто закрытое окно по непонятным, необъяснимым причинам. Поэтому действительно достаточно большое количество машин скапливается на разных пунктах пропуска — от 150 до 500 грузовых машин, это достаточно много. Вопрос это больше международных отношений, но мы со своей стороны предпринимаем все усилия для того, чтобы водители испытывали как можно меньше дискомфорта. Мы установили биотуалеты, контролируем, чтобы на заправках, в кафе, в магазинах было достаточное количество продуктов, чтобы все-таки придорожная инфраструктура работала как положено. Обеспечиваем усиленную уборку мусора, вывоз контейнеров.

Ранее Псковская область участвовала в международных программах российского-эстонского и российско-латвийского приграничного сотрудничества. Например, в прошлом году за счет программы приграничного сотрудничества "Россия — Латвия" была завершена реставрация усадьбы Беклешова — здания первой псковской гимназии XVIII века. А как текущая геополитическая ситуация в мире сказалась на реализации программ приграничного сотрудничества Псковской области с партнерами из Эстонии и Латвии? Можно ли говорить о том, что все проекты поставлены на паузу или вообще полностью прекращены?

— Скажем так, наши до недавнего времени партнеры все проекты в одностороннем порядке поставили на паузу, просто заморозили. Для нас, конечно, это крайне неприятный момент, потому что в целом пакет всех программ приграничного сотрудничества, их 50. Шесть из них действительно серьезные, знаковые, магистральные. Общий вес этих программ почти 2 млрд рублей. Для региона с бюджетом почти в 50 млрд это существенные дополнительные средства. На сегодняшний день заморожены проекты на 300 млн рублей. Причем проекты все крайне важные. Это приведение в нормативное состояние дорог приграничных территорий, это благоустройство и очистка водоемов Чудского озера, Псковского озера, реки Великой, обустройство причальных стенок, станции очистки воды и так далее. Конечно, для нас это была дополнительная возможность без затрат со стороны регионального бюджета решить сложные магистральные вопросы.

Что планируете делать и как выходить из сложившейся ситуации?

— Есть проекты, которые мы уже начали, и мы уже их завершаем, но так называемые партнеры за последний этап не оплатили. Там, где речь идет о приемлемых суммах, мы, конечно, будем это все доделывать на региональном уровне, закрывать все своими финансами. Там, где речь идет о серьезных суммах, по крайней мере по тем проектам, которые уже начали и есть проектная документация, мы эту проблему обозначили на федеральном уровне. Здесь мы рассчитываем на поддержку правительства РФ. Надеюсь, что мы будем услышаны.

При этом Псковская область граничит не только со странами ЕС, но и с Белоруссией. С этой страной отношения у России и у вашего региона, в частности, достаточно теплые. Какие перспективные проекты по сотрудничеству Псковской области и Белоруссии планируется реализовать в ближайшие годы? В чем суть этих проектов?

— Мы достаточно тесно с нашими коллегами в Белоруссии общаемся, годовой товарооборот составляет $130 млн. Чтобы было понятно, насколько тесно и серьезно мы взаимодействуем: у нас есть постоянно действующая межведомственная межправительственная рабочая группа. С нашей стороны ее возглавляю я, со стороны белорусов ее возглавляет вице-премьер правительства. То есть понимаете, уровень не губернатора, а вице-премьера правительства. Мы достаточно интенсивно сотрудничаем в строительной сфере. Сейчас с коллегами прорабатываем вопрос застройки с их стороны целого жилого квартала в Псковской области. Большой крупный проект, но пока не буду называть ни цифры, ни параметры — он находится в проработке. Мы с удовольствием покупаем белорусскую технику, сельскохозяйственную, автобусы для пассажирских перевозок. Сейчас планируем еще заключение нового контракта по поставке автобусов, которые работают на газе. Тоже пошли по этому пути, потому что это экономично и выгодно для транспортного предприятия. Самое главное, что это экологично. Люди действительно это видят и по достоинству оценивают. И неплохо у коллег работают заводы по производству лифтов. Они нас несколько раз выручали, когда западные поставщики отказывались сотрудничать и нужно было срочно найти альтернативу. Такой же точно альтернативы не было, и коллеги достаточно оперативно вносили изменения в те модели, которые у них имеются, и делали это под те наши объекты, где эти лифты были необходимы.

Есть ли перспективы сотрудничества с Белоруссией в сфере гражданской авиации? И в целом насколько успешно в Псковской области ведется работа по развитию авиасообщения с другими регионами России? Какие существуют перспективы по расширению маршрутной сетки полетов?

— Сейчас проблема связана с тем, что большие самолеты — Boeing и Airbus — абсолютно точно полностью заполняться не будут. Но вы, наверное, знаете, что сейчас огромный дефицит по воздушным судам, потому что недавно Тарас Демура (генеральный директор туроператора FUN&SUN — прим. ТАСС) к нам приезжал, мы с ним разговаривали и, в принципе, видим целесообразность поставить еще один борт на Москву. Но сделать его чартерным, потому что сейчас ежедневные самолеты в Москву все-таки удобны для жителей Псковской области: с утра прилетают в Москву и вечером улетают. А если говорить для людей, которые хотят прилететь к нам, то им, конечно, лучше лететь ранним рейсом в пятницу или обеденным рейсом в пятницу. А в воскресенье также в обед улетать. Мы хотим поставить чартерный борт на Казань. Но пока все уперлось в то, что просто физически нет свободных воздушных судов. Тем не менее у наших коллег-белорусов есть компания "Белавиа", и мы им предложили, чтобы летали их борты. И, со своей стороны, я считаю, хорошее условие дали — нулевой оборотный рейс в аэропорту, то есть они прилетают в аэропорт, и взлет, посадка, обслуживание воздушного судна для них будет стоить ноль рублей ноль копеек. Но коллеги пока думают. Не знаю, может быть, есть у них свои какие-то сложности в этой части, но тем не менее мы готовы.

А в чем может быть проблема, на ваш взгляд?

— Проблема в том, что мы не можем из регионального бюджета субсидировать международный авиаперелет. И Александр Григорьевич Лукашенко, когда мы встречались на последней межправительственной комиссии, тоже этот вопрос поднял, мы заинтересованы. Кстати, в самом начале июля к нам достаточно большая делегация приезжает из Витебской области. Там будет порядка 30 руководителей крупных белорусских предприятий. Бизнес-миссия. Мы планируем достаточно продуктивно с ними пообщаться, поработать. Сейчас главная задача — обеспечить совместное импортозамещение. То, что мы не можем получать из недружественных стран, если это есть или в ближайшее время можно наладить у наших соседей, а по каким-то причинам у нас таких возможностей нет, вот мы бы им дали это техзадание, а они бы помогали нам с импортозамещением. Точно так же зеркально мы готовы работать и с ними.

Продолжая тему авиации. Каковы перспективы дальнейшего развития псковского аэропорта и компании "Псковавиа"? Недавно у аэропорта появился новый владелец. Выставлена ли на торги сама авиакомпания и на каких условиях?

— "Псковавиа" — это организация, которая занималась в свое время и авиаперевозками, и аэропортным обслуживанием. На сегодняшний день компания находится в банкротстве, в конкурсном управлении. Соответственно, будет реализовываться имущество, которое у них на сегодняшний день еще осталось в приоритетном порядке для расчетов с кредиторами. В то же время сейчас оператором псковского аэропорта является созданная нами компания "Аэропорт "Княгиня Ольга", которая имеет договор на пользование аэровокзальным комплексом, все разрешительные документы, лицензии на работу с воздушными судами, и до недавнего времени 100% акций этой компании принадлежали Псковской области. Но я уже не раз говорил, что у нас нет задачи сохранить аэропорт в собственности области. Тем более что сохранить его в принципе не удалось: когда мы начали этим всем заниматься, там уже полмиллиарда рублей было долгов. Но для меня как руководителя субъекта важно, чтобы в Псковской области был аэропорт, чтобы он развивался, чтобы была максимально широкая маршрутная сеть и чтобы он гарантированно работал как пассажирский. Он, конечно, может как грузовой работать. Ведь самое страшное, что может произойти и с точки зрения экономки, и туризма, и всего остального, — Псковская область станет медвежьим углом, где ничего не будет летать. Поэтому мы вели переговоры с различными операторами аэропортов. Получили понимание, что нужно сделать. Собственно, акционировали эту компанию и 74% акций выставили на торги. Торги состоялись. Выиграл их аэропорт "Храброво", это "дочка" холдинга "Новапорт", крупнейшего оператора аэропортов в России.

Что вы можете рассказать о новом собственнике? Готовы ли они развивать аэропорт?

— Мы коллег знаем давно, они профессиональны. У них много крупных серьезных аэропортов. С ними считаются на рынке в этом плане. Мы уверены, что коллеги будут развиваться. Кстати, они уже работают, приехала передовая группа, и с генеральным директором мы договорились, что в ближайшее время уже начнем проектировать второй терминал в аэропорту. А существующий со временем отремонтируем, приведем в порядок. Я хочу сказать, что, в принципе, мы с нуля пассажиров в год, в прошлом году, несмотря на пандемию, получили пассажиропоток в 110 тыс. человек. Это много. Мы начинали с нуля. И коллеги нам сказали как раз: когда пассажиропоток в год достигнет 130 тыс., аэропорт станет экономически эффективным, окупаемым и можно будет его развивать. Поэтому мы сейчас эту задачу стараемся максимально выполнить, но терминал уже будем проектировать для 500 тыс. пассажиров в год. Это наша задача. Если мы расширим маршрутную сетку, может быть, еще один рейс пустим на Москву, я думаю, что и жители это оценят, потому что будет удобно и комфортно, и самое главное — это оживит инвестиционную составляющую нашего региона.

Недавно в медиапространстве появилась информация о планируемом строительстве федерального молодежного лагеря в приграничном с Эстонией городе Печоры. Проект получил согласование новых границ земельного участка. В соответствии с концепцией, это будет своего рода псковский "Артек". В чем заключаются основные особенности этого проекта? В чем его уникальность и, самое главное, к какому году планируется открыть этот лагерь?

— На самом деле там не один даже, а два лагеря будут. Началось это все с идеи владыки Тихона (митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) — прим. ТАСС) о строительстве памятника "Александр Невский с дружиной на месте Ледового побоища". Когда мы занимались строительством этого памятника, очень много молодежи, волонтеров приезжали, помогали, в том числе приводить в порядок прилегающую деревню. Пока они там жили, они вели разные образовательные и развлекательные проекты для местных детей, и у нас в владыкой родилась идея, что было бы неплохо, чтобы в Псковской области появился такой федеральный молодежный лагерь. Подобрали две площадки, решили, что основной площадкой должны стать Печоры. Там есть еще с советских времен разрушенный пионерский лагерь, но в очень хорошем месте — в сосновом лесу. Мы разработали проект, рассказали об этом президенту, он нас поддержал, дал соответствующее поручение. Поэтому в Печорах появится лагерь по линии Минпросвещения РФ. Владыка разработал проект, там очень красивая, такая сказочная архитектура. Она очень перекликается и с монастырем, и с самими Печорами, и вообще с архитектурой Псковской земли. Средства на проектирование уже выделены, Минпросвещения РФ уже этим занимается. Мы рассчитываем, что в течение двух-трех лет он полноценно заработает. Это будет лагерь, куда будут приезжать детки со всех регионов нашей страны. Филиал этого лагеря будет как раз в Самолве, где стоит памятник.

Что смогут увидеть посетители лагеря? Уже есть какая-то программа?

— У нас вообще идея такая, и с Сергеем Кравцовым, с министром просвещения, мы ее согласовали, чтобы дети приезжали в этот лагерь в Печоры, условно, в течение одной смены находились и получали возможность побывать в монастыре, съездить на место Ледового побоища, посмотреть памятник. Съездить в Пушкинские горы, посмотреть памятник "Знамя Победы". То есть они за свою смену получат очень много эмоций, потому что будет крайне насыщенная программа. Что касается молодежного лагеря — это что-то, наверное, будет типа "Машука" в Пятигорске.

В какой объем средств оценивается весь этот проект? Деньги федеральные уже выделены?

— Я думаю, порядка 3 млрд рублей, может быть, даже побольше. Федеральные средства выделены на проектирование, сейчас Росмолодежь занимается проектированием своего лагеря, Минпросвещения РФ эту концепцию, которую владыка предложил, уже просчитывает в виде проекта. Как только проектно-сметная документация будет готова — переходим уже к строительным работам.

Этой весной власти Псковской области заявляли о том, что зафиксировали дефицит ряда препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, астмы и заболеваний щитовидной железы. По оценке руководства области, это произошло из-за ажиотажного спроса, валютных колебаний и проблем с логистикой. Как сейчас обстоит ситуация? Удалось ли полностью решить проблему и полностью ликвидировать дефицит лекарств? За счет чего этого удалось достичь?

— Да, сейчас такая проблема не стоит, и в этой части хочу поблагодарить Михаила Альбертовича Мурашко, министра здравоохранения. Мы в постоянном контакте все время с ним находились, когда проблема возникла. В первую очередь это было связано с ажиотажным спросом, люди скупали лекарства в страхе, опасаясь, что потом такой возможности не будет. Мы проводили разъяснительную работу, говорили, что есть целый ряд достойных аналогов. Некоторые привыкли и считают, что импортное лекарство лучше, но мы все-таки людей призываем, чтобы решение о выборе препарата принимал лечащий врач. Раньше мы крупными поставками доставляли в регион все эти лекарства, а сейчас пошли по другому пути: часто, регулярно, небольшими партиями. Практика показывает — сейчас проблема снята. Бывают отдельные обращения граждан, но зачастую они связаны просто с предпочтениями того или иного названия лекарств.

Перейдем к сфере экологии. До сих пор официально не объявлено конкретное место для размещения первого экотехнопарка в Псковской области. Недавно вы заявляли о том, что общий объем инвестиций составит более 3 млрд рублей. Предприятие позволит полностью решить в регионе проблему с обработкой отходов. Где он будет размещен? На основе чего принято такое решение и прошел ли этот вопрос процедуру согласования с местными жителями, общественностью?

— Сейчас заканчивается работа. Буквально пара месяцев осталась по подготовке проектно-сметной документации. Мы уже объявили общественные обсуждения, которые в форме опроса продлятся месяц. Дальше, если жители одобрят, проект будет направлен на экологическую и государственную экспертизу. Только после этого можно будет точно говорить о том, где это будет размещено. Мы рассматриваем в приоритетном порядке Палкинский район. Рассматривали несколько территорий, но где-то не хватает границы по санитарным зонам, где-то попадают какие-то населенные пункты, где-то есть грунтовые воды, где больше рисков и больше затрат. Кроме этого, подъездные пути к экотехнопарку не должны проходить через населенные пункты. Пока Палкинский район подходит больше, но еще раз — окончательное решение будет принято после получения экологической экспертизы и после получения положительного заключения по результатам общественных обсуждений. Мы делаем это все абсолютно открыто.

Тема размещения отходов — это всегда сложно. Считаете, что удастся договориться с людьми?

— Есть сторонники, потому что это все-таки даст дополнительные возможности для развития того или иного района. Есть, конечно, противники, но мы стараемся отвечать на все вопросы, разъяснять людям. Пока вопросов, в принципе, становится все меньше. Это, знаете, как очень много было шума по строительству завода "Титан-Полимер" в особой экономической зоне "Моглино", людей накрутили. Причем у этого завода будет третья степень опасности. А у нас в центре города есть несколько предприятий со вторым уровнем опасности. Очевидно, что риски там гораздо больше. Но сейчас я хочу сказать, что эта тема абсолютно улеглась, успокоилась, и стоит отдать должное руководству завода. Они на себе несут большую социальную нагрузку, помогают ремонтировать дороги, благоустраивать территории. Почти 300 человек трудоустроено на заводе, все получают зарплату, ощутимо выше, чем средняя по региону. Это хорошее современное предприятие, которое дает налоги. Поэтому надо просто людям объяснять честно, открыто, на конкретных примерах, аргументах. Экотехнопарк, безусловно, это рабочие места, это налоги и дополнительные дотации из регионального бюджета. Район сможет развиваться на 30–40% быстрее, чем он может себе позволить на сегодняшний день. Я считаю, что это хорошее решение.

Летом прошлого года президенту РФ Владимиру Путину во время ежегодной Прямой линии житель Пскова рассказал о проблеме с качеством горячей воды. Тогда глава государства поручил федеральным властям решить проблему с качеством горячей воды в Пскове. Позже власти региона сообщили, что в городе для решения проблемы построят станцию смягчения воды. Как продвигается эта работа?

— Мы полностью закончили работу над проектно-сметной документацией. Проект готов, можно реализовывать, но в настоящий момент вопрос решается на уровне правительства РФ, потому что сама станция стоит почти 600 млн рублей. Для региона это неподъемные средства. Со всеми, в принципе, договорились. Есть особая позиция Минфина РФ, но я надеюсь, что мы вместе с курирующим вице-премьером постараемся этот вопрос решить и уже приступим к самому строительству. Мы готовы. Сроки там по проектной документации составляют 18 месяцев. Поэтому работаем над максимально оперативным привлечением финансирования и сразу заходим в стройку.

 Еще один значимый объект — это социальный городок, сроки сдачи которого переносились. Когда планируется завершить его строительство? Помним, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин в феврале 2021 года в ходе поездки в регион поручил вам взять стройку под контроль и ускорить введение объекта в эксплуатацию. Когда все-таки учреждение начнет работу в полном объеме?

— Срок окончания строительства был 31 мая текущего года. В принципе, там уже строительная готовность есть. У нас, как и по многим объектам в разных регионах нашей страны, с учетом санкций, ограничений, с учетом удорожания материалов, возникло три проблемы. Первая связана с тем, что партнеры, с которыми мы договаривались, в одностороннем порядке в последний момент отказались от поставки нам лифтового оборудования. Нам пришлось вносить определенные изменения. Как раз коллеги из Белоруссии нам в этой части помогли, тоже определенные изменения внесли. Оборудование в ближайший месяц будет уже поставлено и смонтировано на объекте. Вторая проблема связана с дверными проемами. Тоже была задержка поставки. Третья проблема связана с удорожанием материалов, удорожанием работ. Поэтому у нас разрыв получился 208 млн рублей. Мы уже обратились к Михаилу Владимировичу Мишустину, говорили с вице-премьером Дмитрием Юрьевичем Чернышенко. Я рассчитываю, что в ближайшие дни, наверное, будет принято соответствующее решение. Как только мы получим лимиты, сразу же отдадим их в стройку. Я думаю, что в течение двух-трех месяцев туда уже заедут новые постояльцы. Если все будет в порядке, то с сентября месяца он уже полноценно будет работать.

Алексей Семенов, Наталия Казаковцева